- МАРКУЗЕ
- (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Д-р философии (1922), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского ун-тов и ун-та в Сан-Диего (Калифорния, 1965—1979). Один из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. Изучал философию и экономику в Берлинском и Фрайбургском ун-тах. После завершения учебы занимался различными философскими исследованиями, втом числе по марксистской философии истории. С 1927 г. сотрудничал с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. В 1932 г. опубликовал работу Онтология Гегеля и основание теории историчности . Приступил к разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального) общества. В 1933 г. работал в Институте социальных исследований (Франкфурт), где сотрудничал с Т. Адррно, М. Хоркхаймером и др. В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 г. — в США. Преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939— 1945 гг. работал в информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941 г. опубликовал книгу Разум и революция. Гегель и становление социальной теории, в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В 1951 — 1953 работал в Колумбийском и Гарвардском ун-тах, в т.ч. в Русском исследовательском центре. В 1955 г. опубликовал книгу Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда (в немецком издании 1965 г. — Структура инстинктов и общество), в которой изложил оригинальные философ-ско-социологические идеи фрейдомарк-систского толка. Предлагая современное философское толкование 3. Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидоз-ных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией. Движение в этом направлении, по М., предполагает преодоление прибавочной (дополнительной) репрессии (подавления), порождаемой преимущественно современными формами производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от 3. Фрейда, считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменен без катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия для формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни. Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации. Развивая учение 3. Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др. В 1950—70-х гг. работал профессором Колумбийского ун-та и ун-та в Сан-Диего. Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских проблем. Получил широкую известность как автор понятий и концепций одномерного человека и одномерного общества, изложенных в книге Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества (1964). Утверждал, что современная идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации, интегрирует любую оппозицию и альтернативы и формирует одномерное мышление и поведение людей. В силу этого обстоятельства в современном индустриальном обществе появился новый массовый тип одномерных людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных на Потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная инициатива переходит к различным аутсайдерам. Полагал, что началом и движущей силой социальных изменений должен стать Великий Отказ от традиционных ценностей, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля. В ряде книг, в том числе в Психоанализ и политика (1968), Эссе об освобождении (1969) и др., критиковал современное индустриальное общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей. Идеи и концепции М. были использованы в качестве теоретического фундамента движением новых левых во второй половине 1960-х гг., которое ориентировалось на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего капиталистического общества. В 1972 г. в работе Контрреволюция и бунт М. откорректировал свои концепции и дистанцировался от леворадикального движения. М. так же автор книг Советский марксизм. Критическое исследование (1958), Культура и общество (1965), Идеи к критической теории общества (1969), Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики (1977) и др. В рус. пер. издано: Очерк об освобождении, М., 1970; Одномерный человек, М., 1994; Эрос и цивилизация , Киев, 1995. В. И. Овчаренко
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.